Отличительные черты издательств-хищников


Уважаемые коллеги, в недавнем материале Как распознать хищника? мы попытались обозначить основные разделы сайта Beall’s list of predatory journals and publishers, который содержит списки хищнических журналов, недобросовестных издательств и фейковых метрик.

Здесь мы хотим представить вашему вниманию более детальный список критериев, по которым можно определить недобросовестного издателя (и журнал соответственно) Criteria for Determining Predatory Open-Access Publishers.

Данный материал призван помочь авторам уклониться от сотрудничества с мошенниками, а редакторам избежать случайного использования тех публикационных стандартов и практик, которые в международном научном сообществе считаются хищническими и вредят репутации журнала.


Оригинал документа в формате PDF >>>

Составлено Джеффри Биллом, 3-е издание / 1 января 2015 г. 

Приведенные ниже критерии призваны обеспечить основу для анализа научных издателей и журналов открытого доступа. Критерии были выработаны с учетом двух документов, опубликованных Комитетом по публикационной этике Committee on Publication Ethics (COPE):

Оценка академических издателей, которые публикуют научные журналы открытого доступа — это процесс, связанный с весьма скрупулезным, осторожным, тщательным и иногда скептическим изучением публикаций издателя (издательского контента), его издательских практик, а также веб-сайта. При необходимости мы связываемся с издателем, читаем сообщения авторов об издателе и опыте работы с ним, определяем, использует ли издатель практики, которые представлены ниже и характеризуются как «хищнические», изучаем любые другие  достоверные данные об издателе, налаживаем очень важные каналы обратной связи с авторами-исследователями, а также непосредственно с представителями издательств.

Некоторые журналы, конечно, являются «самостоятельными» и публикуются независимо от любого мультижурнального издателя. Однако в большинстве случаев мы оцениваем журналы, которые являются частью многопользовательской издательской платформы. Их часто называют «эскадрой» (fleet), термином, призванным разъяснить ситуацию, когда даже самый молодой издатель внезапно запускает большое количество новых журналов, от нескольких десятков до сотен одновременно.

Все практики, описанные ниже, предназначены для оценки как отдельного журнала, так и мультижурнальных издательских «эскадр».

Редактор и персонал

  • Владелец издательства является редактором публикуемого журнала (журналов).
  • Не указаны конкретные персоналии, участвующие в редакционном процессе.
  • Нет информации о редакционной коллегии журнала.
  • Для главного редактора, членов редакционной коллегии и редакционного штата не указана профессиональная информация (место работы, контактная информация и пр.).
  • Имеются данные, свидетельствующие о том, что члены редколлегии не обладают достаточным академическим опытом для защиты научной области журнала, квалифицированной оценки подаваемого контента.
  • Два или более журналов одного издателя имеют одинаковый (полностью дублированный) состав редколлегии.
  • Журналы имеют недостаточное количество членов редколлегии (например, 2 или 3 человека), придумывают несуществующие имена, приписывают ученых к своим редколлегиям без их ведома и разрешения или же набирают в штат «свадебных генералов» из числа известных ученых, которые освобождаются от любых вкладов в журнал, за исключением использования их имен и/или фотографий.
  • Состав редакционной коллегии не имеет достаточного географического разнообразия, особенно для журналов, которые утверждают, что они являются международными по охвату и проблематике.
  • При составлении редколлегии обнаруживается определенная гендерная дискриминация (например, в состав редколлегии не входят женщины).

Управление делами

Издатель…

  • Демонстрирует отсутствие прозрачности в издательских операциях.
  • Не имеет политики или практики цифрового сохранения контента, а это означает, что если журнал прекращает работу, весь контент исчезает из сети Интернет (не имеет электронного архива).
  • Начинает операции с большим количеством журналов, часто используя общий шаблон, чтобы быстро создать домашнюю страницу сайта каждого журнала.
  • Предоставляет недостаточную или недостоверную информацию по авторским сборам (принятие, обработка рукописи или публикация статьи), изначально скрывает эту информацию, предлагая опубликовать статью, а затем выставляя непредвиденный «сюрпризный» счет.
  • Не позволяет поисковым системам сканировать опубликованный контент, не позволяет индексировать контент в академических базах данных.
  • Блокирует PDF файлы статей, усложняя их проверку на плагиат.

Целостность процесса

  • Название журнала несовместимо с миссией журнала.
  • Название журнала не отражает должным образом его происхождение (например, публикуется журнал со словом «канадский» или «швейцарский» в названии, когда ни издатель, ни редактор, ни какой-либо предполагаемый институциональный партнер не относятся к Канаде или Швейцарии).
  • В своей рассылке (спам-запросах) или на своем веб-сайте издатель обманывает, что один или несколько его журналов имеют импакт-факторы от Thomson-Reuters (Web of Science) или демонстрирует другие фейковые импакт-факторы, которые предоставляют фейковые базы данных или составляет визуальную картинку, которая преувеличивает влияние журнала, его международный уровень.
  • Издатель специально рассылает спам-запросы неквалифицированным специалистам с просьбой осуществить рецензию рукописи.
  • Издатель ложно утверждает, что его контент индексируется в признанных базах (полнотекстовых, реферативных и пр.) или же утверждает, что включен в сервисы, которые не являются авторитетными индексами (включение в которые не требует оценки качества журнала и его контента).
  • Издатель выделяет недостаточные ресурсы для предотвращения и устранения недобросовестности авторов, не обращая внимания на плагиат, автоплагиат и прочие манипуляции.
  • Издатель просит автора указать соответствующих рецензентов, впоследствии используя их отзывы без подтверждения их квалификации или аутентичности.

Другое

Издатель-хищник может…

  • Повторно публиковать работы без предоставления соответствующих разрешений.
  • Блефовать, вести себя как «ведущий издатель», хотя на самом деле это может быть просто стартап или начинающая организация.
  • Зарегистрироваться и начать работать в одной из Западных стран главным образом для того, чтобы создать видимость влияния среди ученых в других развивающихся странах (например, используя адрес электронной почты или адрес почтового ящика в Соединенных Штатах, фактически действуя в развивающейся стране).
  • Принимать недобросовестные рукописи с минимальной корректурой, обработкой.
  • Публиковать вообще не академические работы, очерки для обывателей, публицистику, полемические или дискуссионные эссе, очевидно лженаучные трактаты и пр.
  • На своем сайте иметь страницу только с формой обратной связи или почтовым ящиком, но скрывать адресную информацию, реальное географическое местоположение, адрес регистрации редакции журнала или организации.

Низкие журнальные стандарты / практики

Здесь приведены практики, которые отражают низкие стандарты академических журналов, и хотя не все они могут приравниваться к хищничеству, потенциальным авторам следует должным образом оценивать эти пункты до подачи рукописей:

  • Издатель дословно (или с небольшим редактированием) копирует «инструкции для авторов» [и другую деловую информацию о журнале — OSU] других журналов и издателей.
  • Издатель приводит на сайте недостаточную контактную информацию, в том числе контактную информацию, в которой четко не указано местоположение штаб-квартиры редакции (лишь электронная почта).
  • Издатель публикует журналы, заголовок, охват и проблематика которых чрезмерно широкие (например, «Педагогический журнал»), чтобы привлечь больше статей и получить больше доходов от авторских сборов.
  • Издатель публикует журналы, объединяющие две или более научные отрасли, которые обычно не совмещаются (например, «Международный журнал бизнеса», «Гуманитарные науки и технологии»).
  • Издатель берет с авторов плату за публикацию, но требует передачу авторских прав, а также сохраняет авторские права на содержание журнала. Издатель требует передачу авторского права при подаче рукописи.
  • Издатель имеет плохо поддерживаемые веб-сайты, которые содержат битые ссылки, заметные орфографические ошибки и грамматические ошибки, неактуальную информацию.
  • Издатель практикует несанкционированное использование лицензионных изображений на своем веб-сайте, взятых из открытой сети, без разрешения владельцев авторских прав.
  • Издатель злоупотребляет рассылкой спам-писем (не адресных писем), чтобы запрашивать рукописи или членство в редакционной коллегии.
  • Сотрудники издательства используют не корпоративные адреса электронной почты, которые заканчиваются, к примеру, на gmail_com, т.е. созданы не на доменном имени сайта издателя или издания, но на сторонних почтовых сервисах.
  • Издатель не публикует информацию о политике лицензирования в отношении журнальных статей или демонстрирует непонимание известных стандартов лицензирования статей в журналах с открытым доступом или предоставляет противоречивую лицензионную информацию на страницах своего сайта.
  • Издатель не публикует на сайте политику отзыва статей или отзывает статьи без официального заявления (stealth retractions); также издатель не публикует исправления или разъяснения и не имеет политики по этим вопросам.
  • Издатель не использует стандартные идентификаторы, такие как ISSN или DOI, или использует их ненадлежащим образом.
  • В качестве элементов своего названия издатель использует такие слова, как «Сеть», «Центр», «Ассоциация», «Институт» («Network», «Center», «Association», «Institute») и другие похожие, в то время, как представляет собой частный субъект, которому не присущи термины не прибыльных миссий, организаций или проектов.
  • Издатель злоупотребляет чрезмерным размещением рекламы на своем сайте, которая мешает навигации и доступу к основному контенту (нагромождение баннеров, рекламных объявлений и пр.).
  • Издатель не имеет членства в отраслевых ассоциациях и/или намеренно не соблюдает отраслевые стандарты.
  • Издатель добавляет ссылки на официальные конференции и ассоциации на свой главный сайт, как бы заимствуя легитимность других организаций, присваивая и приобщаясь к их значимости.
  • Издатель обещает быструю публикацию и легкий процесс рецензирования.
  • Имеются данные, свидетельствующие о том, что издатель действительно не проводит честный экспертный обзор.
  • Издатель сосредоточен исключительно на получении комиссионных за обработку статей, но не на предоставлении качественных услуг своим читателям, заботится больше об оплате счетов, но не о системе проверки качества подаваемого на рассмотрение контента.
  • Издатель проводит публикационные операции, явно демонстрирующие хищническое предпринимательское поведение, которое восходит до уровня чистой жадности. У человека может быть опыт управления бизнесом, и на сайте могут быть даже бизнес-журналы, но владелец, похоже, не обращает внимания на этику ведения бизнеса.
  • Издатель или его журналы не перечислены в стандартных периодических каталогах или не широко каталогизированы в библиотечной базе данных.
  • Издатель копирует или нагло имитирует названия журналов других издателей.
  • Издатель добавляет на свой сайт текст, декларирующий причастность к движению открытого доступа, имитирует активное выполнение и соблюдение ценностей и целей движения, но к таковому не относится.
  • Ни один из декларируемых членов редакционной коллегии издательского журнала никогда не публиковал статьи в этом журнале.
  • Среди авторов статей в одном или нескольких журналах издателя мало или вообще не существует географического разнообразия, что свидетельствует о том, что журнал стал легким способом для авторов из одной страны или региона [или организации — OSU] получать научные публикации.
  • Издатель имеет альтернативный платный сервис для ускоренного экспертного обзора, который обеспечивает гарантированную публикацию с незначительной или отсутствующей экспертной оценкой и стопроцентным результатом.

Благодарности: автор (Джеффри Билл) благодарит Билла Коэна и доктора Майкла Фирмина за помощь в в подготовке этого материала.


С уважением. Участники проекта OSU.


Теги: , , , , ,

Дата публикации материала: 12.04.2018

Трекбэк с Вашего сайта.

Поделиться: