Как попасть в Scopus и Web of Science?


Уважаемые коллеги, сегодня в Украине сложилась ситуация, когда все научные журналы поставлены перед необходимостью включения в международные наукометрические базы Scopus и/или Web of Science.

Есть соответствующие проекты приказов и есть большая доля вероятности, что в том или ином виде они будут реализованы. При этом, судя по количеству вопросов, которые нам направляются, каких-то конкретных разъяснений или инструкций по этому поводу нет. Многим редакторам, которые работают над своими научными изданиями, до сих пор непонятно, какие реальные шаги следует предпринимать в этой ситуации.

С связи с этим мы решили составить ёмкий материал-инструкцию, в основу которого был положен опыт отечественных и зарубежных коллег, некоторые собственные наработки. Здесь мы постараемся привести практические рекомендации и описать ряд конкретных шагов, которые, на наш взгляд, следует предпринять.

С чего начать?

1. Прочесть инструкцию

Scopus и Web of Science, на самом деле, всячески стараются содействовать журналам в их развитии, поэтому составляют весьма полезные советы, рекомендации, справочные руководства для редакторов и издателей. Если потратить час времени на то, чтобы внимательно и вдумчиво ознакомиться, многое станет понятным.

Кроме этих рекомендаций на официальных сайтах наукометрических баз есть целые разделы поддержки (suppurt centers), в которых можно найти исчерпывающую информацию по любому вопросу.

Также было составлено множество методических материалов, которые дают представление о требованиях баз к журналам. Вы можете найти их по этой ссылке, выбрать подходящий по формату и ознакомиться. Все, что актуально для Scopus, актуально и для Web of Science Core Collection.


2. Посмотреть на других

Далее очень важно тщательно изучить другие успешные зарубежные журналы вашего профиля, которые уже индексируются в Scopus и/или Web of Science Core Collection. В каждой отрасли научного знания есть свои нормы и особенности оформления журнальных статей, которые практикуются на международном уровне. Чем больше журналов изучите, тем лучше.

Т.е. нужно перейти на официальный сайт базы:

  1. Список журналов Scopus Sources, список журналов со статьями — Science Direct.
  2. Список научных журналов на платформе Web of Science — Master Journal List,

Далее нужно отфильтровать журналы по предметной области, которая соответствует вашему изданию…

Получив названия журналов, их официальные сайты не составит труда найти с помощью Google. На официальных сайтах смотрите правила оформления статей, состав редколлегии, если открыт доступ, конечно, архив с последними статьями в формате PDF. Для репрезентативности выборки постарайтесь взять журналы разного рейтинга и географии (особенно внимательно стоит отнестись к коллегам из стран Восточной Европы, которые сравнительно недавно начали индексироваться в базах).

На что обратить внимание? Периодичность журнала. Кто входит в состав редколлегии (можно некоторых членов редколлегии и главного редактора проверить в Scopus на предмет публикационной активности и h-index). Как сверстаны номера. Какие элементы имеют рефераты научных статей. Сколько статей в номерах. Сколько библиографических позиций в среднем имеют статьи в пристатейных списках. Стили оформления ссылок. Объемы аннотаций. Специфика тем журнальных статей. География авторского состава. Как оформлены сайты… и многое другое. На основе полученных данных нужно переделать свой журнал таким образом, чтобы он был «похож», «узнаваем» экспертами, не сильно выделялся среди тех, что уже индексируются в базе, соответствовал общим средним стандартам качества оформления.

Советуем также ознакомиться с материалами:

Следует отметить, что многие статьи, особенно за текущий год, платные (около 30-40$). Данную проблему обычно решают с помощью известного сервиса, разработанного Александрой Асановной Элбакян (можно найти в Google).


3. Посмотреть на себя

Следует сразу проанализировать свой журнал на предмет наукоемкости и того, сможет ли он внести новое знание в те отрасли науки, которые уже представлены другими журналами в базах Scopus и Web of Science.

Нужно отдавать отчет, что в этих базах существуют вполне реальные квоты, которые не разглашаются, поэтому следует сразу ориентироваться на ту нишу, которую в перспективе должен занять ваш журнал.

Просто оригинальных исследований недостаточно, они должны быть нужны научному сообществу, которое публикуется в журналах Scopus/WoS. Исходя из этого, возможно, следует пересмотреть проблематику журнала, подкорректировать цели и сферу деятельности журнала, а также название журнала.

Очень важный момент: для отечественных гуманитарных журналов, к сожалению, «пробиться» в Scopus почти нереально, а для технических, естественных и общественных это будет намного сложнее, чем «пробиться» в Web of Science Core Collection.

Важно знать, что в WoS входят 4 базы:

Плюс четвертая — «инкубатор», который называется Emerging Sources Citation Index (ESCI), и в который вполне реально попасть, о чем свидетельствует статистика нескольких последних лет (около полусотни украинских журналов уже появились в ESCI, больше десятка из них — гуманитарные и общественные науки… см. таблицу).

Так, к примеру, гуманитарный журнал попадает вначале в этот «инкубатор» ESCI, далее за ним наблюдают, а спустя несколько лет определяют (по заявке или по собственному усмотрению) в базу Arts & Humanities Citation Index (AHCI). Справедливости ради стоит отметить, что импакт-факторы здесь не рассчитываются, поскольку предмет исследований специфический, а подсчитать взаимные цитирования адекватно практически невозможно. Опять же можно детальнее посмотреть здесь.


4. Привести в порядок журнал

На основе пунктов 1-3 привести в порядок журнал по наукоемкости контента. В случае необходимости пойти на серьезное ужесточение требований к оформлению статей. Не допускать заимствований. Советуем небольшой материал «Какой не должна быть статья».

Строго следить за регулярностью выхода номеров (не реже 1 номера в 1 квартал без отклонений от графика).

Придерживаться стандартного оптимума по количеству статей, исходя из анализа других журналов вашего профиля. Практика показывает, что лучше увеличить объем статей, но уменьшать их количество.

Сделать английский «первым» языком журнала. Перевести обложку, титульный лист, содержание на английский язык. Тщательно следить за качеством английских рефератов статей. Насколько возможно увеличить процент статей на английском языке, предоставляя авторам преференции. Использовать вместо/одновременно с ГОСТом международные стили оформления ссылок типа APA. Сделать печатную версию журнала такой, чтобы иностранец, взяв номер в руки, смог получить всю нужную информацию.

Насколько возможно интернационализировать авторский и редакторский состав журнала, т.е. привлечь иностранных авторов и членов редколлегии. Как это сделать? С помощью социальной сети для ученых ReaearchGate. На практике редактору нужно зарегистрироваться в сети и отыскать зарубежных коллег, которые пишут на тему журнала, причем публикуются в Scopus/WoS, имеют рейтинги. Далее желательно скачать их работы, подписаться на новые, начать диалог, а через некоторое время предложить стать членом редколлегии вашего журнала. Отечественным авторам рекомендуется таким же способом искать соавторов, возможно, инициируя новые исследования, налаживая новые связи.


5. Привести в порядок сайт

Без сайта новый журнал никогда не попадет в Scopus/WoS.

Сайт — основной источник информации не только для читателей журнала, его авторов, рецензентов и пр., но также для международных экспертов, которые будут анализировать журнал. Таким образом, английская версия сайта имеет повышенный приоритет (не сокращенная но максимально полная, вся информация проверена профессиональными переводчиками и корректорами).

Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с материалом Каким должен быть сайт научного журнала.

В целом можно обозначить два направления, согласно которым сайт журнала приводится в порядок: техническое и информационное.

«Техническое» подразумевает, с нашей точки зрения, установку и использование платформы Open Journal Systems, которая разработана специально для публикации научных журналов. На сегодняшний день бесплатных аналогов этой платформы не существует. Из особенностей можно выделить поддержку мультиязычности метаданных, полную интеграцию с важными сервисами типа CrossRef, возможность осуществлять импорт/экспорт материалов, автоматизированная система подачи и обработки рукописей на сайте, общее признание платформы наукометрическими базами Scopus и Web of Science. В дополнение к OJS мы рекомендуем использовать идентификаторы цифровых объектов DOI для научных статей, а также ORCID в метаданных каждого отдельного автора.

«Информационное» предполагает отображение на сайте информации, свидетельствующей о том, что редакция знает и соблюдает международные издательские конвенции, а также придерживается общепринятых норм поведения и лучшей редакционной практики. Это критически важные моменты, без которых вашу заявку даже не станут рассматривать.

Как реализовать? Разместить на сайте ряд информационных блоков:

  • Цель и сфера деятельности журнала (Aims and Scope)
  • Процедура рассмотрения и публикации материалов (Submission and publication procedure)
  • Описание системы контроля качества (Процесс рецензирования) (The quality control system / Reviewing process)
  • Отношение к плагиату (Plagiarism policy)
  • Публикационная этика (Publication ethics and publication malpractice statement)
  • Положение о конфиденциальности (Privacy Statement)
  • Конфликт интересов (Conflict-of-Interest Statement for publications)
  • Положение об открытом доступе (Open Access statement)
  • Условия лицензирования (licensing terms)
  • Положение об авторских правах (Copyright Notice)
  • Договор о передаче прав от автора к издателю (License agreement)
  • Политика архивирования материалов (Archiving)
  • Редакционные сборы, расходы на обработку рукописей (Article processing charges – (APC) the journal’s policy for author fees)
  • Информация о подписке (если журнал распространяется по подписке) (Subscription)
  • Источники финансирования (дохода) журнала и бизнес-модели (например, авторские сборы, подписки, реклама, перепечатка материалов, институциональная и / или организационная поддержка) (Sources of support / Sources of financing)
  • Информация о владельце журнала и/или органах управления журналом (Governing bodies)
  • Если журнал размещает рекламу, то рекламная политика журнала (Advertising policy)

Желательно, чтобы каждый блок имел отдельный URL-адрес (отдельную страницу или ссылку на сайте).

Самостоятельно составить эти информационные блоки не составит труда, поскольку в основном вся информация шаблонного типа и присутствует на многих журнальных сайтах, а также легко находится через поисковики. Категорически не советуем просто копировать информацию с других сайтов, но осуществлять качественный рерайтинг, чтобы не вызывать лишних вопросов… Максимальная прозрачность редакционного процесса, отображенная на сайте, будет большим плюсом в дальнейшем продвижении журнала.


6. Сообщить о себе

Далее следует подать заявки в две нужные базы.

Первая — регистрационная — называется Ulrichsweb (Ulrich’s Periodicals Directory). Она используется сотрудниками международных наукометрических баз Scopus и Web of Science для уточнения информации о научных журналах. Пройти в эту базу не составит труда.

ВтораяDOAJ (Directory of open access journals) — содержит журналы открытого доступа и также учитывается экспертами Scopus и Web of Science при анализе вашего журнала. Часто именно этот каталог научных журналов открытого доступа называют предварительной стадией (ступенькой) перед началом индексации журнала в Scopus и Web of Science. Попасть в эту базу сложнее, но тоже вполне реально, если соблюсти все необходимые требования, о которых советуем прочесть в данном материале. Следует отметить, что больше ста украинских журналов на сегодняшний день успешно индексируются в DOAJ, база постоянно пополняется новыми журналами (список можно найти здесь) и вполне доступна.

Закрепить результат можно подачей заявок на включение журнала в другие базы реферативного и полнотекстового, мультидисциплинарного и специализированного характера, электронные библиотеки наиболее известных научно-образовательных учреждений, интернет-каталоги и репозитории, поисковые платформы и пр.


7. Подать заявку в Scopus / Web of Science

После реализации пунктов 1-6 желательно стабильно публиковать ваш качественно улучшенный научный журнал в течение нескольких лет. Лучше набраться терпения и постараться соответствовать всем критериям, поскольку период времени, в течение которого нельзя подавать повторную заявку, («период эмбарго») может варьироваться от 1 до 5 лет (Scopus) и до нескольких лет (Web of Science). Сам процесс подачи заявки несложный, нужно заполнить сравнительно небольшое количество полей с информацией о журнале на английском языке.

Нужно быть готовым к тому, что срок рассмотрения вашей заявки может составлять в среднем до 1 года.


Уважаемые коллеги, надеемся, что подготовленный материал будет для вас полезным.

Если у вас есть опыт продвижения научного журнала в базы Scopus/WoS, и вы готовы этим опытом поделиться с другими, пожалуйста, оставляйте свои комментарии здесь или в наших социальных сетях Facebook.

С уважением. Участники проекта OSU.


Теги: , ,

Дата публикации материала: 29.11.2017

Трекбэк с Вашего сайта.

Поделиться: