Принципы прозрачности и передовая практика научных публикаций


Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию перевод документа Principles of Transparency and Best Practice in Scholarly Publishing (Принципы прозрачности и передовая практика научных публикаций). Это четвертая версия документа, которая была составлена и опубликована 15 сентября 2022 г. С переводом предыдущей версии можно ознакомиться здесь.

Базовые принципы, которые изложены в этом документе, нужно закладывать в основу политики журнала, а также отображать в информации о Вашем научном журнале на сайте журнала. Соблюдение и следование этим принципам значительно увеличит доверие к журналу, его влияние, а также шансы на успешное развитие журнала, его включение в списки международных наукометрических баз Scopus и Web of Science.

Организации, которые составили документ:

  • DOAJ — Directory of Open Access Journals
  • OASPA — Open Access Scholarly Publishers Association
  • COPE — Committee on Publication Ethics
  • WAME — World Association of Medical Editors

Введение

Комитет по этике публикаций (COPE), DOAJ, Ассоциация научных издателей открытого доступа (OASPA) и Всемирная ассоциация медицинских редакторов (WAME) являются научными организациями, которые сотрудничали для определения принципов прозрачности и передовой практики для научных публикаций. Это четвертая версия документа (опубликован 15 сентября 2022 г.). Мы поощряем его широкое распространение.

Принципы прозрачности и передовая практика научных публикаций должны применяться ко всему публикуемому контенту, включая специальные выпуски и материалы конференций. Если практика отклоняется от изложенных стандартов, редакторы должны открыто сообщать о процедурах, которым следует журнал.

Эти принципы также признают, что издатели и редакторы несут ответственность за продвижение доступности, разнообразия, справедливости и инклюзивности во всех аспектах публикации. Редакционные решения должны основываться на научных заслугах. На них не должно влиять происхождение рукописи, в том числе национальность, этническая принадлежность, политические убеждения, раса или религия авторов. Журналы должны следить за тем, чтобы политики не создавали исключающую среду для всех, кто хочет взаимодействовать с журналом, и должны регулярно оценивать свои политики на предмет инклюзивности.

Принципы прозрачности

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

1. Название журнала

Название журнала должно:

  • Быть уникальным, чтобы его нельзя было легко спутать с названием другого журнала
  • Не вводить в заблуждение потенциальных авторов и читателей относительно происхождения журнала, сферы его деятельности или связи с другими журналами и организациями.

2. Веб-сайт

  • Веб-сайты должны поддерживаться надлежащим образом, при этом особое внимание должно уделяться аспектам безопасности, которые помогают защитить пользователей от вирусов и вредоносных программ.
  • Как минимум веб-сайты должны использовать протоколы https вместо http, а весь трафик должен перенаправляться через https. Лица, ответственные за веб-сайт, должны применять веб-стандарты и лучшие этические практики к содержанию, представлению и применению веб-сайта.
  • Веб-сайт не должен содержать информацию, которая может ввести в заблуждение читателей или авторов.
  • Веб-сайт не должен копировать сайт, дизайн или логотип другого журнала/издателя.
  • Если какой-либо текст скопирован с другого веб-сайта, необходимо указать ссылку на исходный веб-сайт.

В дополнение к требованиям, изложенным выше, должны быть четко отображены следующие элементы:

  • Цели и проблематика (Aims and scope).
  • Целевая аудитория журнала.
  • Типы рукописей, которые журнал будет рассматривать для публикации (например, что многократная или повторная публикация не допускается).
  • Критерии авторства.
  • ISSN (отдельно для печатной и электронной версии).

3. График публикации

Периодичность публикации журнала должна быть четко описана, и журнал должен придерживаться своего графика публикаций, если только не возникнут исключительные обстоятельства.

4. Архивирование

Должен быть четко указан план журнала по электронному резервному копированию и долгосрочному цифровому сохранению содержания журнала на случай прекращения деятельности журнала и/или издателя. Примеры включают PMC и те, которые перечислены в реестре Keepers.

5. Авторское право

  • Условия авторского права на опубликованный контент должны быть четко указаны на веб-сайте и в контенте.
  • Условия авторского права должны быть отдельными и отличными от авторских прав веб-сайта.
  • Правообладатель должен быть указан в полном тексте всех опубликованных статей (HTML и PDF).
  • Если условия авторского права описаны в отдельной форме, ее должно быть легко найти на веб-сайте и сделать доступной для всех.

6. Лицензирование

  • Лицензионная информация должна быть четко описана на веб-сайте.
  • Условия лицензирования должны быть указаны на полном тексте всех публикуемых статей (HTML и PDF).
  • Контент с маркировкой «Открытый доступ», должен использовать открытую лицензию.
  • Политика лицензирования в отношении размещения авторских рукописей и опубликованных статей в сторонних репозиториях должна быть четко изложена.
  • Если используются лицензии Creative Commons, условия этих лицензий также должны ссылаться на правильную лицензию на веб-сайте Creative Commons.

ЖУРНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

Журнал должен иметь политику публикационной этики (например, COPE’s Core Practice guidance). Она должна быть видна на веб-сайте журнала и должна отсылать к:

Редакторы и издатели несут ответственность за обеспечение целостности научной литературы в своих журналах, а также должны следить за тем, чтобы они излагали свою политику и процедуры для решения возникающих проблем. Эти проблемы включают, среди прочего, плагиат, манипулирование цитированием и фальсификацию/фабрикацию данных. Ни политика журнала, ни заявления его редакторов не должны поощрять или сознательно допускать такое неправомерное поведение. В случае, если редакторы или издатели журнала узнают о каких-либо утверждениях о неправомерном проведении исследований в связи с представленной или опубликованной статьей в их журнале, редактор или издатель должны следовать указаниям COPE (или эквивалентным им) в отношении обвинений.

8. Рецензирование

Рецензирование определяется как получение рекомендаций по рукописям от рецензентов/экспертов в предметной области рукописи. Эти лица не должны входить в редакцию журнала. Однако конкретные элементы рецензирования могут различаться в зависимости от журнала и дисциплины, поэтому на веб-сайте должно быть четко указано следующее:

  • Проходит ли журнальный контент (рукописи) через рецензирование.
  • Кто проводит рецензирование, например, внешние эксперты или члены редколлегии.
  • Тип используемого процесса (процессов) рецензирования.
  • Любые политики, связанные с процедурами рецензирования, например:
    • Использование рецензентов, рекомендованных автором.
    • Любая маскировка личности, и если да, то кто маскируется и от кого.
    • Подлежат ли дополнительные материалы рецензированию.
    • Публикуются ли обзоры вместе со статьями.
    • Рецензии подписываются или подаются анонимными.
  • Как в конечном итоге принимается решение о рукописи и кто в этом участвует.
  • Любые исключения из процесса рецензирования, например определенные типы статей, которые не проходят рецензирование.

Если рецензирование статьи является исключением из обычной политики, в статье должно быть указано, какую рецензию она получила.

Журналы не должны гарантировать принятие первоначально представленных рукописей. Заявления о времени рецензирования должны подтверждаться опубликованными временными рамками принятых статей. В случае задержки авторы должны быть проинформированы о причине задержки и должны иметь возможность отозвать свою рукопись, если они того пожелают.

Дата публикации должна быть обозначена для всего опубликованного исследования. Даты подачи и принятия рукописей также являются предпочтительными.

9. Доступ

Если какой-либо онлайн-контент не является бесплатным для всех, необходимо четко описать метод получения доступа (например, регистрация, подписка или плата за просмотр). Если доступны офлайн-версии (например, для печати), это должно быть четко описано вместе со всеми сопутствующими расходами.

ОРГАНИЗАЦИЯ

10. Владельцы журнала и его управление

  • Информация о владельцах журнала и его управлении должна быть четко указана на веб-сайте журнала.
  • Названия организаций не должны использоваться таким образом, который может ввести потенциальных авторов и редакторов в заблуждение относительно владельца журнала.
  • Если журнал связан с обществом, учреждением или спонсором, ссылки на их веб-сайты должны быть предоставлены там, где они доступны.

11. Консультативный орган

  • Журналы должны иметь редакционные советы (коллегии) или другие консультативные органы, члены которых являются признанными экспертами в предметных областях, указанных в целях и сфере деятельности журнала.
  • Полные имена и места работы членов редакционной коллегии должны быть указаны на сайте журнала.
  • Список должен быть актуальным, а все члены редколлегии должны быть согласны принимать участие в обслуживании редакционных процессов журнала.
  • Чтобы избежать ассоциации с хищническими или вводящими в заблуждение изданиями, научные журналы должны периодически осуществлять ревизию органов управления, чтобы убедиться, что они по-прежнему актуальны и уместны.

12. Редакционный штат/контактная информация

Журналы должны указывать полные имена и места работы представителей своего редакционного штата, а также контактную информацию редакции, включая полный почтовый адрес, на веб-сайте журнала.

ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА

13. Авторские сборы

  • Если с автора взимается плата (например, плата за обработку статьи, плата за страницу, плата за редакционную обработку, плата за языковое редактирование, плата за цветную печать, плата за подачу рукописи, членские взносы или другие дополнительные сборы), то размер платы должен быть четко указан на веб-сайте.
  • Если таких сборов нет, это должно быть четко указано.
  • Информацию об авторских сборах должно быть легко найти на сайте, и она должна быть представлена как можно раньше в процессе подачи заявки.
  • Если в будущем журнал может взимать плату с авторов, это следует указать.
  • Если возможен отказ от авторских сборов, эта информация должна быть четко указана.
  • Информация об отказе от авторских сборов должна включать:
    • Кто имеет право.
    • Какие группы авторов имеют право.
    • Когда и как подавать заявление.
  • Авторские сборы или отказ от них не должны влиять на принятие редакционных решений, и это должно быть четко указано.

14. Прочие доходы

Бизнес-модели или источники доходов должны быть четко указаны на веб-сайте журнала.

Примеры включают авторские сборы (см. раздел 13), подписку, спонсорство и субсидии, рекламу (см. раздел 15), перепечатку, дополнения или специальные выпуски.

Бизнес-модели или источники дохода (например, доход от перепечатки, приложения, специальные выпуски, спонсорство) не должны влиять на принятие редакционными решениями.

15. Реклама

Журналы должны указывать, принимают ли они рекламу. Если они это сделают, они должны указать свою рекламную политику, в том числе:

  • Какие виды рекламы будут учитываться.
  • Кто принимает решения о приеме рекламы.
  • Связаны ли они с контентом или поведением читателей или отображаются случайным образом.

Рекламные объявления никоим образом не должны быть связаны с принятием редакционных решений и должны храниться отдельно от публикуемого контента.

16. Прямой маркетинг

Любая деятельность по прямому маркетингу, включая поиск рукописей, которая проводится от имени журнала, должна быть уместной, целенаправленной и ненавязчивой. Информация, предоставляемая об издателе или журнале, должна быть правдивой и не вводить в заблуждение читателей или авторов.

Текущая версия документа: сентябрь 2022 г.


Теги: , , , , ,

Дата публикации материала: 26.09.2022

Трекбэк с Вашего сайта.

Поделиться: